Телефон справочной службы: (812) 643-48-18
Телефон доверия: (812) 643-48-19 (доб. 8)
Телефон зала ознакомления: (812) 643-48-23
Поиск:
Информация о делах

Уважаемые посетители сайта! Обращаем ваше внимание, что тексты судебных актов на сайте нашего суда доступны в течение трех месяцев с даты их подписания. По истечении указанного срока предлагаем обращаться в картотеку арбитражных дел на сайте ВАС РФ http://kad.arbitr.ru/


Перейти в дело



6

А56-81068/2019



4380/2020-74274(1)


Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург
15 февраля 2020 годаДело № А56-81068/2019

     Резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2019 года.
     Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2020 года.
     
     Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Денисюк М.И.
,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириковой Д.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Фонд капитального строительства и реконструкции»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: Индивидуальный предприниматель Серегин Алексей Вячеславович
о признании недействительным решения от 15.04.2019 по делу № 44-2210/19

при участии от заявителя: предст. Ломакин А.И. - доверенность от 25.03.2019
от заинтересованного лица: предст. Суров Н.П. - доверенность от 16.05.2019
от третьего лица: не явился (извещен)

установил:

     Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Фонд капитального строительства и реконструкции» (далее - заявитель, Фонд, Заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) от 15.04.2019 по делу № 44-2210/19 о нарушении законодательства о закупках.
     К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Сергин Алексей Вячеславович (далее - ИП Серегин А.В., Предприниматель).
     В судебном заседании 24.09.2019 представитель Фонда поддержал заявленные требования.
     Представитель Управления возражал против удовлетворения заявленных Учреждением требований, представил отзыв на заявление и материалы дела № 44-2210/19.
     ИП Серегин А.В. извещен, в судебное заседание представителей не направил, отзыв на заявление не представил.
     В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений сторон перешел к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица.
     Исследовав материалы дела, суд установил следующее:
     25.03.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение 0372200260019000029 о проведении запроса предложений в электронном виде на выполнение работ по завершению строительства здания детской поликлиники на 420 посещений в смену по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное Село, улица Восстановления, участок 1 (западнее дома 15, корпус 3, литера В по ул. Восстановления)».
     Запрос предложений в электронном виде проводился в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ)
     В Санкт-Петербургское УФАС поступила жалоба ИП Серегина А.В. (вх. №10352-ЭП/18 от 08.04.2019) на действия Заказчика (Фонда), а именно допущенные при формировании документации о проведении запроса предложений по извещению 0372200260019000029 нарушения, в которой Предприниматель ссылался на то, что Заказчиком неправомерно установлены требования к показателям товара, значения которых становятся известными только при проведении испытаний определенной партии товара после его приобретения.
     Решением Санкт-Петербургского УФАС от 15.04.2019 № 44-2210/19 жалоба ИП Серегина А.В. признана обоснованной в части доводов об установлении незаконных требований при описании ряда товаров; в действиях Заказчика признано нарушение пункта 3 части 6 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ. При этом Управление решило не выдавать предписание об устранении нарушений в связи с отсутствием доказательств того, что данные нарушения повлияли на результаты закупки.
     Не согласившись с решением Управления от 15.04.2019 № 44-2210/19, Фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
     Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд считает заявленные Фондом требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
     Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
     В силу части 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
     Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры) (часть 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).
     В соответствии с частью 1 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ под запросом предложений в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения и документации о проведении запроса предложений в электронной форме и победителем такого запроса признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
     Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения такого запроса. Наряду с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик вправе направить приглашения принять участие в таком запросе лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок (часть 3 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ).
     В силу пунктов 2 и 3 части 6 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать, в том числе, следующую информацию:
      - наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
      - требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого запроса или доступа к участию в таком запросе.
     Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
     Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
     В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
     По смыслу приведенных нормативных положений заказчик при описании объекта закупки вправе установить требования к объекту закупки, максимально удовлетворяющие его потребности, однако при этом не может установить требования, которые носят необъективный характер и влекут за собой ограничение количества участников проводимых закупочных процедур.
     В рассматриваемом случае требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении № 4 к Информационной карте (часть II Документации о запросе предложений).
     Управлением не установлено нарушений при описании товара по позиции 1 «Бортовые камни бетонные соответствуют требованиям ГОСТ 6665-91, ЛС № 07-01 п48».
     Основанием для вывода Управления о нарушении Заказчиком требований пункта 3 части 6 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ послужило то, что значения характеристик товаров по позиции 9 «Асфальтобетонная смесь соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013, ЛС № 07-01 п.12», а также товаров «Бетон+», «Щебень+» и «Трубы стальные+» определяются, по мнению Управления, посредством проведения испытаний на определенные партии товаров.
     Проанализировав положения Документации о запросе предложений, суд считает указанный вывод Санкт-Петербургского УФАС ошибочным ввиду следующего:
     В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
     Согласно подпункту 1 пункта 7 раздела 2 Технического задания (часть III Документации о запросе предложений) работы по завершении здания детской поликлиники на 420 посещений в смену по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное Село, улица Восстановления, участок 1 (западнее дома 15, корпус 3, литера В по ул. Восстановления) должны быть выполнены в соответствии с разработанной ООО «Петербургская Строительная Компания» сметной документацией (Приложение № 2 к Техническому заданию) и проектной документацией (Приложение № 3 к Техническому заданию), получившей положительное заключение государственной экспертизы  регистрационный номер 78-1-5-0075-12 от 29.12.2011.
     На основании проектной документации, прошедшей в установленном порядке государственную экспертизу, Фондом в Документации о запросе предложений были установлены требования к применяемым при выполнении работ материалам, при этом характеристики и значения показателей характеристик товара были установлены заказчиком с учетом дальнейшей эксплуатации построенного объекта капитального строительства.
     Так, например, в Приложении № 4 к Информационной карте (часть II Документации о запросе предложений в отношении товара по позиции 9 «Асфальтобетонная смесь соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013, ЛС № 07-01 п.12» установлены следующие требования: «Марка: требуется I. Максимальный размер минеральных зерен, мм: не должно быть более 40. Зерновой состав асфальтобетонной смеси: непрерывный или прерывистый. Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 40 мм, % по массе: не должен быть шире диапазона значений от 90 до 100. Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 20 мм, % по массе: не должен быть шире диапазона значений 76 - 90. Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 15 мм, % по массе: не должен быть шире диапазона значений 68 - 80. Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 10 мм, % по массе: не должен быть шире диапазона значений 60 - 72. Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 5 мм, % по массе: не должен быть шире диапазона значений 50 - 60. Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 2,5 мм, % по массе: не должен быть шире диапазона значений 38 - 60. Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 1,250 мм, % по массе: не должен быть шире диапазона значений 28 - 60. Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,630 мм, % по массе: не должен быть шире диапазона значений 20 - 60. Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,315 мм, % по массе: не должен быть шире диапазона значений 14 - 34. Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,160 мм, % по массе: не должен быть шире диапазона значений 10 - 20. Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,071 мм, % по массе: не должен быть шире диапазона значений 6 - 12. Тип: должен быть Б. Остаточная пористость, %: не должно быть шире диапазона более 2,5 до 5».
     Указанные требования к характеристикам товаров установлены в соответствии с  ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия» (обратное антимонопольным органом не установлено и не доказано).
     При этом в соответствии с пунктом 6.9 ГОСТ 9128-2013 на каждую партию отгруженной смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и результаты испытаний, что позволяет участникам закупки приобрести товар с требуемыми характеристиками.
     Аналогичным образом Заказчиком были сформулированы требования к товарам «Бетон соответствует требованиям ГОСТ 26633-2015», «Щебень соответствует требованиям ГОСТ 8267-93».
     При этом Документация о запросе предложений не содержит требований к участникам запроса предложений на проведение каких-либо испытаний товаров либо требований к наличию товаров у участника закупки на момент заполнения заявки. Участнику запроса предложений достаточно указать характеристики и значения показателей характеристик товара в соответствии с требованиями Документации о запросе предложений, показатели и характеристики в которой соответствуют техническим регламентам и требованиям в области стандартизации.
     Ввиду изложенного, требования к товарам (материалам) установленные Заказчиком в описании объекта закупки, полностью соответствуют Закону № 44-ФЗ.
     Учитывая изложенное, суд полагает необоснованным вывод Управления о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 3 части 6 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ.
     При таких обстоятельствах, заявленные Фондом требования подлежат удовлетворению, решение Санкт-Петербургского УФАС от 15.04.2019 по делу № 44-2210/19 подлежит признанию недействительным.
     Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

     Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15.04.2019 по делу № 44-2210/19 о нарушении законодательства о контрактной системе.
     Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
     
     Судья Денисюк М.И.

Разработка сайта: АО «Кодекс»

Rambler's Top100
Яндекс цитирования
Сайт работает под управлением системы: