Телефон справочной службы: (812) 643-48-18
Телефон доверия: (812) 643-48-19 (доб. 8)
Телефон зала ознакомления: (812) 643-48-23
Поиск:
Информация о делах

Уважаемые посетители сайта! Обращаем ваше внимание, что тексты судебных актов на сайте нашего суда доступны в течение трех месяцев с даты их подписания. По истечении указанного срока предлагаем обращаться в картотеку арбитражных дел на сайте ВАС РФ http://kad.arbitr.ru/


Перейти в дело



2

А56-115383/2019



4662/2020-62751(3)


Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург
15 февраля 2020 годаДело № А56-115383/2019

     Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2020 года.
     Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2020 года.
     
     Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Денисюк М.И.
,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириковой Д.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Столпнера Артема Евгеньевича (ОГРНИП 304471410500032)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ломоносовском районе Ленинградской области (межрайонное);
третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сосновый Бор Ленинградской области
о возвращении страховых взносов

при участии
от заявителя: Столпнер А.Е. - паспорт, предст. Иванов А.Н. - доверенность от 18.09.2019
от заинтересованного лица: предст. Лазарева Л.У. - доверенность 09.01.2020 № 01/20
от третьего лица: не явился, извещен

установил:

     Индивидуальный предприниматель Столпнер Артем Евгеньевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ломоносовском районе Ленинградской области (межрайонное) (далее - Управление), в котором просил обязать Управление возвратить Предпринимателю сумму излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации за 2014 год в размере 67603 руб. 52 коп., за 2015 год в размере 70041 руб. 58 коп. (всего в сумме 137645 руб. 10 коп.), посредством принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов и направления его в установленном порядке в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Сосновый Бор Ленинградской области (далее - Инспекция).
     В судебном заседании Предприниматель и его представитель поддержали заявленные требования, а представитель Управления возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
     Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. Инспекция представила отзыв на заявление, в котором просила отказать в удовлетворении заявления Предпринимателя.
     В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений сторон перешел к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции.
     Исследовав материалы дела, суд установил следующее:
     Столпнер Артем Евгеньевич (ОГРНИП 304471410500032) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 31.12.1998; ОГРНИП присвоен  14.04.2004; с 01.01.2004 применяет специальный режим налогообложения, а именно упрощенную систему налогообложения (УСН).
     Предпринимателем представлены в Инспекцию налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2014 год, в которой указаны доходы на сумму 30772002 руб., расходы на сумму 25043418 руб., а также налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2015 год, в которой указаны доходы на сумму 23918752 руб., расходы на сумму 17595310 руб.
     Предпринимателем уплачены дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2014 год и 2015 год исходя из сумы дохода, указанной в налоговых декларациях за данный период (без учета расходов). Сумма уплаченных страховых взносов за 2014 год составила 138717 руб. 84 коп., за 2015 год составила 148886 руб. 80 коп. (платежные поручения от 11.12.2014 № 139, от 26.03.2015 № 28, от 30.12.2015 № 56, от 30.03.2016 № 21)
     29.05.2019 Предприниматель обратился в Управление с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014 год в размере 67603 руб. 00 коп. и за 2015 год в размере 70042 руб. 00 коп. (вх. № 4575 от 30.05.2019).
     Заявления Предпринимателя о возврате излишне уплаченных страховых взносов оставлены Управлением без удовлетворения (письмо от 03.06.2019 № 04/1840).
     Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предпринимателя в суд с настоящим заявлением.
     Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
     В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
     1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
     а) организации;
     б) индивидуальные предприниматели;
     в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
     2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
     В силу части 3 статьи 5 Закона № 212-ФЗ если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
     В рассматриваемом случае предметом спора являются уплаченные Предпринимателем страховые взносы, исчисленные от суммы доходов от собственной предпринимательской деятельности на основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона                              № 212-ФЗ. В 2014 и 2015 годах предприниматель применял специальный режим налогообложения, а именно упрощенную систему налогообложения (УСН).
     В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
     На основании положений подпункта 1.1 части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
     1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего закона, увеличенное в 12 раз;
     2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 руб. за расчетный период.
     Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).
     Согласно пунктам 3 и 4 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 НК РФ.
     Статья 346.15 НК РФ предусматривает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса, то есть без учета понесенных налогоплательщиком расходов.
     Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
     Рассматриваемый по настоящему делу спор, касается порядка определения размера страховых взносов, подлежащих уплате плательщиком страховых взносов, поименованным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
     Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
     Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
     Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
     Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.
     Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
     Аналогичные выводы изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937 по делу № А27-5253/2016.
     Проанализировав представленные в материалы дела документы, суд установил, что согласно налоговой декларации Предпринимателя за 2014 год объектом налогообложения по УСН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, соответственно, налогооблагаемая база составила 5678584 руб. (30722002 - 25043418); согласно налоговой декларации Предпринимателя за 2015 год объектом налогообложения по УСН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, соответственно, налогооблагаемая база составила 6323442 руб. (23918752 - 17595310).
     Таким образом, Предприниматель, избравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении размера дохода, учитываемого для определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, правомерно уменьшил полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
     Учитывая изложенное, Предприниматель правомерно исходил из того, что база для начисления страховых взносов за 2014 год составляет 5678584 руб., за 2015 год - 6323442 руб.
     Следовательно, сумма страховых взносов правомерно исчислена Предпринимателем (расчет л.д.6) в соответствии с пунктом 1 части 1.1 и частью 1.2 статьи 14 Закона №212-ФЗ от вышеприведенных сумм по следующей формуле:
     фиксированный размер (произведение МРОТ, установленного на 2014 и 2015 годы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз) + 1% х (база для начисления страховых взносов равная сумме доходов за вычетом расходов - 300000), что составило:
     за 2014 год - 71114 руб. 32 коп. (5554 х 26% х 12  + (5678584 - 300000) х 1%),
     за 2015 год - 78845 руб. 22 коп. (5965 х 26% х 12  + (6323442 - 300000) х 1%).
     Оснований для начисления Предпринимателю страховых взносов за 2014 и 2015 годы, исходя из общей суммы доходов за указанные периоды без учета расходов Предпринимателя, предусмотренных статьей 346.16 НК РФ, не имеется.
     Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Предпринимателем излишне уплачены страховые взносы
     за 2014 год на сумму 67603 руб. 52 коп. (138717 руб. 84 коп. - 71114 руб. 32 коп.),
     за 2015 год на сумму 70041 руб. 58 коп. (148886 руб. 80 коп. - 78845 руб. 22 коп.).
     Представленный Предпринимателем в материалы дела расчет проверен судом и признан правильным, данные расчета соответствуют представленным в материалы дела платежным поручениям от 11.12.2014 № 139, от 26.03.2015 № 28, от 30.12.2015 № 56, от 30.03.2016 № 21 и налоговым декларациям за 2014 и 2015 годы.
     При таких обстоятельствах отказ Управления в возврате излишне уплаченных заявителем страховых взносов является неправомерным.
     Суд отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
     Согласно части 2 частью 2 статьи 26 Закона № 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
     Вместе с тем, с 01.01.2017 Закон № 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
     Статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ определен порядок возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
     Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
     Таким образом, требования Предпринимателя подлежат удовлетворению с учетом вышеприведенных положений Закона № 212-ФЗ и Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ путем возложения на Управление обязанности принять решение о возврате заявителю суммы излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 67603 руб. 52 коп., за 2015 год в размере 70041 руб. 58 коп. в установленном законодательством Российской Федерации порядке и направить указанное решение в соответствующий налоговый орган. В соответствии со статьей 174 АПК РФ суд также устанавливает срок для принятия органом пенсионного фонда указанного решения в течении 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
     При обращении в суд с заявлением Предпринимателем уплачена государственная пошлина в размере 5130 руб. (чек ордер от 21.10.2019, операция № 50). В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы Предпринимателя по государственной пошлине подлежат взысканию с Управления.
     Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

     Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ломоносовском районе Ленинградской области (межрайонное) в течении 10 дней со дня вступления в силу решения суда принять решения о возврате индивидуальному предпринимателю Столпнеру Артёму Евгеньевичу суммы излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 67603 руб. 52 коп., за 2015 год в размере 70041 руб. 58 коп. в установленном законодательством Российской Федерации порядке и направить указанное решение в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Сосновый Бор Ленинградской области.
     Взыскать в Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ломоносовском районе Ленинградской области (межрайонное) в пользу индивидуального предпринимателя Столпнера Артёма Евгеньевича 5130 руб. 00 коп. расходов по государственной пошлине.
     Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
     
     
     Судья Денисюк М.И.

Разработка сайта: АО «Кодекс»

Rambler's Top100
Яндекс цитирования
Сайт работает под управлением системы: