Телефон справочной службы: (812) 643-48-18
Телефон доверия: (812) 643-48-19 (доб. 8)
Телефон зала ознакомления: (812) 643-48-23
Поиск:
Информация о делах

Уважаемые посетители сайта! Обращаем ваше внимание, что тексты судебных актов на сайте нашего суда доступны в течение трех месяцев с даты их подписания. По истечении указанного срока предлагаем обращаться в картотеку арбитражных дел на сайте ВАС РФ http://kad.arbitr.ru/


Перейти в дело



2

А56-103284/2019



4662/2020-24102(2)


Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург
15 февраля 2020 годаДело № А56-103284/2019
     
     Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2019 года.
     Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2020 года.

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Денисюк М.И.
,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириковой Д.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Энергопромсбыт» в лице филиала «Желдорэнерго»; Общество с ограниченной ответственностью «Ремсервис»
о признании незаконным и отмене постановления от 05.07.2019 № 078/04/9.21-97/2019,

при участии:
от заявителя: представители Беляев А.Н., доверенность от  24.12.2018, № 78АБ5857907,                                    Родименкина В.В., доверенность от 09.06.2018, №  ТЭ -323 (до перерыва),
от заинтересованного лица: представитель Рагимова Н.С., доверенность от 25.06.2019                                 № 78/21243/19 (до перерыва),
от третьих лиц: не явились, извещены,

установил:

     Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - Общество, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) от 05.07.2019 о назначении административного наказания по делу № 078/04/9.21-97/2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
     Суд на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Энергопромсбыт» в лице филиала «Желдорэнерго», общество с ограниченной ответственностью «Ремсервис» (далее - ООО «Ремсервис») .
     В судебном заседании 17.12.2019 представители Общества поддержали заявленные требования, а представитель Управления возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
     Остальные лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
     В судебном заседании 17.12.2019 в соответствии с частью 1 статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 24.12.2019; после перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя Общества и в отсутствие остальных участвующих в деле лиц.
     Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
     На основании заявления ООО «Ремсервис» (вх. № 801/19 от 11.01.2019), содержащего сведения о нарушении ОАО «РЖД» требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861) при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям нежилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, Обуховской Обороны, д. 295, лит. А, пом. 7, Санкт-Петербургским УФАС определением от 11.03.2019 возбуждено в отношении Общества дело № 078/04/9.21-9/2019 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
     Как установлено Управлением в ходе рассмотрения дела, в декабре 2017 года ООО «Ремсервис» подало в ПАО «Ленэнерго» заявку (зарегистрирована за № 17-54447) на технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью 150 кВт.
     ПАО «Ленэнерго» письмом от 29.12.2017 № ЭСКЛ/16-01/25129 затребовало дополнительные документы: письмо согласование балансодержателя сетей в здании и протокол общего собрания собственников всех помещений в здании по выбору управляющего электрическими сетями в здании. ООО «Ремсервис» 28.03.2018 предоставило затребованные документы.
     Письмом от 17.04.2018 № ЭСКЛ/16-01/6866 ПАО «Ленэнерго» отказало в заключении договора на технологическое присоединение ввиду того, что энергопринимающие устройства ООО «Ремсервис» находятся в границах ответственности ОАО «РЖД» и согласно пункту 8 Правил № 861 надлежит обратиться за технологическим присоединением в сетевую организацию ОАО «РЖД».
     ООО «Ремсервис» 07.05.2018 обратилось в ОАО «РЖД» с заявкой (зарегистрирована за номером 12586д) на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств  максимальной  мощностью в 150 кВт для  Объекта.
     ООО «Энергопромсбыт» в лице филиала «Желдорэнерго» письмом от 17.05.2018 № 6679и-ЖДЭ на основании письма Октябрьской дирекции по энергообеспечению (структурное подразделение Трансэнерго филиала ОАО «РЖД») отказало в заключении договора на технологическое присоединение, сославшись на пункт 8(4) Правил № 861, поскольку здание по адресу: Санкт-Петербург, Обуховской Обороны, д. 295, лит. А, пом. 7 не подключено к сетям ОАО «РЖД».
     Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества 23.05.2019 протокола об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
     Постановлением УФАС от 05.07.2019 о назначении административного наказания по делу № 078/04/9.21-97/2019 об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде 300000 руб. штрафа. В указанном постановлении Управление сослалось на пункты 3, 8 и 15 Правил № 861.
     Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
     Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
     Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ).
     В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
     Правила № 861 определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям.
     В силу пункта 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
     Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
     В соответствии с пунктом 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
     Вместе с тем, пунктом 8(4) Правил № 861 предусмотрено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением.
     В данном случае из материалов дела следует, что ООО «Ремсервис» 07.05.2018 обратилось в ОАО «РЖД» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью в 150 кВт для объекта - нежилое посещение, находящееся в здании по адресу: Санкт-Петербург, Обуховской Обороны, д. 295, лит. А.
     ООО «Энергопромсбыт» в лице филиала «Желдорэнерго» письмом от 17.05.2018 № 6679и-ЖДЭ в соответствии с информацией, представленной ОАО «РЖД», и руководствуясь пунктом 8(4) Правил № 861, отказало в заключении договора на технологическое присоединение ввиду того, что здание по указанному адресу не подключено к сетям ОАО «РЖД».
     В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, в том числе в оспариваемом постановлении от 05.07.2019 о назначении административного наказания по делу № 078/04/9.21-97/2019, Управлением не дана оценка основаниям отказа Общества в заключении договора на технологическое присоединение со ссылками на пункт 8(4) Правил № 861. Управлением не установлено имелось ли технологическое присоединение всего объекта капитального строительства - здания по адресу: Санкт-Петербург, Обуховской Обороны, д. 295, лит. А, в котором находится помещение ООО «Ремсервис», к объектам электросетевого хозяйства какой-либо сетевой организации; не установлено каким образом осуществляется электроснабжение данного объекта капитального строительства (доказательства обратного в материалы дела не представлены). Выводы, изложенные в оспариваемом постановлении, основаны исключительно на доводах жалобы ООО «Ремсервис» и письме ПАО «Ленэнерго» от 17.04.2018 № ЭСКЛ/216-01/6866, представленным ООО «Ремсервис» (с запросом в ПАО «Ленэнерго» о представлении соответствующих сведений Управление в ходе производства по делу об административном правонарушении не обращалось).
     При таких обстоятельствах, учитывая положения пункта 8(4) Правил № 861 и отсутствие доказательств технологического присоединения объекта капитального строительства, в котором расположено нежилое помещение ООО «Ремсервис», к электрическим сетям ОАО «РЖД», вывод Управления о нарушении Обществом Правил № 861 не может быть признан обоснованным.
     В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
     Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд полагает, что Управлением в рассматриваемом случае не доказано наличие в действиях ОАО «РЖД» события и состава вмененного административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
     С учетом изложенного, постановление Санкт-Петербургского УФАС от 05.07.2019 о назначении административного наказания по делу № 078/04/9.21-97/2019 подлежит признанию незаконным и отмене.
     Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

     Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 05.07.2019 о назначении административного наказания по делу № 078/04/9.21-97/2019 о привлечении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
     Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
     
     
     Судья Денисюк М.И.


Разработка сайта: АО «Кодекс»

Rambler's Top100
Яндекс цитирования
Сайт работает под управлением системы: